Ильзе Лиепа - 7 Мая 2006 - Персональный сайт Victoria





Новости сайта
Главная страница » 2006 » Май » 7 » Ильзе Лиепа

Ильзе Лиепа
Илзе Лиепа: по ту сторону танца
Мария Виноградова, Журнал MINIburda, декабрь 2002
Хрупкая, невесомая… Илзе Лиепа чем-то похожа на капризное оранжерейное растение. Но первое впечатление обманчиво: за внешней изнеженностью скрываются огромная внутренняя сила и готовность следовать своему Пути, определенному свыше.

Мы сидим в гостиной с уютными креслами, которые могут украсить любой музей. В этом доме вообще много красивых старинных вещей, вещей-воспоминаний. Вся обстановка располагает к неспешным разговорам о чем-то несовременном и вечном. На стенах висят картины: на одной, выполненной в манере импрессионистов, Илзе кружится в танце. Там она похожа на нежный цветок - невесомая, хрупкая, противоречивая. «Я часто недовольна тем, что делаю», - признается хозяйка. Но, стоит отвести глаза от картины и посмотреть на оригинал, понимаешь: в слабости Илзе упрекнуть нельзя. Спокойный взгляд, гордая осанка, уверенная речь. У Илзе есть своя шкала ценностей. Это и позволяет ей оставаться такой, какой ее видят все: яркой, потрясающей, талантливой, красивой. Именно к таким «вечным ценностям» относит Лиепа обыкновенное человеческое общение. Душевное общение. Она не любит электронных сообщений и по старинке пишет все письма от руки, вкладывает их в конверт и отправляет по почте. По мнению Илзе, в конверт можно вложить часть своей души, а душа - вещь необъяснимая. «С одной стороны, я понимаю, что без Интернета сегодня невозможно обойтись. Но в электронных письмах совсем нет жизни. Между прочим, за границей люди очень часто пишут друг другу письма от руки. Это принято. В Ватикане несколько почтовых отделений, где вы можете купить открытку и тут же ее отправить. Вы не представляете, сколько там народа! Люди ценят живое общение. И я его ценю. В год я отправляю много открыток - на дни рождения, Новый год, Рождество». У Илзе уже собралась огромная коллекция поздравительных открыток. А еще у нее дома есть большая коробка – в ней ее письма, адресованные отцу, и отца, адресованные ей. В их семье только они - дочь и отец - любили писать письма. И часто писали друг другу. Они оба соглашались с тем, что бумага имеет свойство передавать то, чего не скажешь словами. В письмах дочери к отцу много восторга и света. В них первые радостные впечатления о жизни, искусстве, людях и первые серьезные потрясения. «Однажды, только-только вернувшись из Петербурга, я отправила отцу маленький рассказик о том, как была на спек такле «Амадеус». До сих пор этот спектакль - мое самое яркое театральное впечатление. Когда опустился занавес, у меня по лицу текли слезы...» Что же, про таких людей, как Илзе, говорят: тонкая душевная организация. Лиепа много размышляет о своем таланте и профессии. «Задумайтесь, мы ведь часто говорим: «Тебе дан такой талант!» Тебе «дан»! А кем «дан»? Ответ один - Богом. Профессия же учит тому, как отдавать этот талант людям и как им управлять. В моем случае это профессия актрисы и балерины. Поэтому я всегда воспринимала творческих людей как передатчиков неких энергий». Балет для Илзе - не просто закономерный выбор профессии, а сама жизнь. «Думаю, этой профессией «заразил» нас отец. Делая свои первые шаги в театре, я часто ловила себя на мысли, что мне необходимо освобождаться от некоего творческого заряда, который, если ему не дать выхода, может просто разорвать меня изнутри. Творчество мне необходимо как вода». Талант, мастерство, имя, яркая внешность, удачное распределение после Вагановского училища... Как оказалось, чтобы сделать карьеру балерины, этого недостаточно. «Большой театр можно представить в виде пирога, где у каждого есть свой кусок. Когда я пришла в театр, мне сразу дали нишу - характерный танец, но она очень скоро стала тесна. Хотелось выпрыгнуть из заданных рамок. Но шаг влево или вправо не приветствовался. Я тогда долго переживала и никак не могла освободиться от театра даже мысленно. Помню, мы поехали на гастроли в Лондон, а Андрис в это время работал в Америке. Я ему звонила чуть ли не каждый день, рыдала в трубку, рассказывала о моих несчастьях, о том, как мне не дают танцевать какую-то крошечную партию... И Андрис высказал очень правильную мысль: «Ты должна решить, чего именно хочешь. Если продвигаться такими темпами по карьерной лестнице в Большом театре, то надо потратить на это всю жизнь. Партия, из-за которой ты сейчас убиваешься, - это просто маленький шажок, а ты тратишь на него столько сил и времени, потом столько же времени потратишь, чтобы сделать еще один маленький и бессмысленный шажок. Если же ты хочешь творчества, то оно вне театра». Этот разговор что-то перевернул во мне, я почувствовала себя независимой и очень свободной». Творческий путь вне театра начинался с экспериментов. Сначала работа с молодыми хореографами из ГИТИСа, потом знакомство с Александрой Чижовой. Эта встреча многое изменила. Именно Чижова помогла Илзе определить свой Путь, а ведь она так долго и мучительно его искала. «Чижова была автором и инициатором моих первых творческих вечеров, которые сделали главное - показали, в каком направлении нужно двигаться. Она открыла для меня современный танец и счастье самостоятельного развития». Роли, сыгранные актером, всегда оставляют след в его судьбе. Илзе проживает каждую роль, выкладывается полностью. А ведь могла бы относиться к ним как к новым пиджакам - надеть, отыграть, а потом повесить в шкаф. «Мой отец, возвращаясь домой после спектакля, никогда не спал, ходил, проживал роль заново. Я такая же».

Хотелось ли ей когда-нибудь исполнить комическую роль? «Как раз сейчас с Андреем Максимовым мы делаем спектакль «Рамки приличий». Это забавная история по мотивам куртуазной французской литературы XVII века. Максимов часто смотрит на меня и говорит: «Если бы ты знала, какая ты! Ты такая смешная, что это просто невозможно!» Но жизнь - это не только работа. Есть вечные ценности, поддерживающие человека на его Пути. Илзе в последнее время много размышляет на тему старости. Спасение от нее она видит не в пластических операциях, а в развитии собственной духовности. «В прошлом году я была на гастролях в Америке, и так случилось, что мы жили в гостинице при казино и каждый день наблюдали толпы пожилых людей, которые приезжали специально, чтобы играть. Это ужасное зрелище. Как-то сразу другими глазами смотришь на наших замечательных бабушек, стоящих в храме. Старость должна идти к Богу». По мнению Илзе, жизнь со дня сотворения мира не изменилась. Изменился образ жизни. Сам человек по своей сути не стал лучше от того, что живет в теплой квартире и ездит на автомобиле. «Сегодня сложно людям, у которых нет стержня, а стержнем может быть только вера». А у Илзе Лиепа она есть.

My WebPage

Просмотров: 481 | Добавил: victorian | Дата:
Комментарии
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Используются технологии uCoz